Звонят родственникам по поводу моего кредита

Звонят родственникам по поводу моего кредита, правомерно ли это, как прекратить звонки - об этом думают многие, кто столкнулся с такими действиями банка или коллекторов. Не всегда переговоры считаются незаконными, в некоторых ситуациях взыскатель правомочен так поступать. Это прописано в ФЗ-230.

Звонят родственникам по поводу моего кредита
Содержание

 

Что говорит закон

В 2016 году был принят Федеральный Закон 230, который часто называют законом о коллекторах. Он разъясняет, как банки и коллекторы могут взаимодействовать с должником, что они неправомерны делать. В этом ФЗ и есть разъяснение ситуации.
Речь о статье 4 этого закона, которая разъясняет способы взаимодействия с должником, там же говорится и о третьих лицах. Под ними понимаются, родственники, соседи, проживающие вместе с должником люди и иные физические лица, имеющие к нему отношения.

Важные моменты ФЗ-230:

  • банки и коллекторы имеют право звонить родственникам должников при выполнении важного условия;
  • звонки и иные контакты могут совершаться, только если должник ранее давал согласие на взаимодействие с третьими лицами при просрочке кредита.

В последнее время банки при выдаче ссуды сразу дают подписать такой бланк согласия.
Возможно, вы даже не помните, что ставили на нем свою подпись: многие не особо вдумываться в то, что подписывают при выдаче кредита.

Если есть ваше согласие

Если оно имеется, то взыскатели имеют полное право беспокоить ваших родственников, друзей и коллег. Жаловаться куда-то бесполезно, закон не нарушается. Но есть важный момент - никаких угроз, требований погасить за вас долг быть не должно. Звонящий может просто давать информацию, разъяснять ситуацию.

Но и здесь есть выход из ситуации, прекратить звонки можно. Есть два варианта действий:

  1. Обратиться к кредитору и отозвать свое согласие на контактирование банка и привлеченных им коллекторов с третьими лицами. Заявление передается лично взыскателю под роспись, через нотариуса или заказным письмом с уведомлением. После получения звонки должны прекратиться.
  2. Сам родственник может выразить свое несогласие, составив аналогичное заявление. Он также отправляет его банку, после все должно прекратиться.

Что делать, если звонки все равно не прекращаются? Вот тогда уже нужно подавать жалобы, в Роскомнадзор, в Центральный Банк. Если выявится факт неправомерных звонков, нарушитель будет наказан.

Если согласия не было

Другая ситуация - если вы изначально не подписывали согласие на взаимодействие банка с третьими лицами. В этом случае звонки родственнику признаются нарушением закона, необходимо действовать.

Куда жаловаться на звонки родственникам по кредиту:

  • Роскомнадзор. Это орган, который занимается защитой данных. Если банк разглашает конфиденциальную информацию третьим лицам - это нарушение;
  • Прокуратура. Сюда можно обращаться по любым нарушениям действующего законодательства;
  • Центральный Банк. Можно направлять любые обращения, связанные с деятельностью банков.

Важно! Чем больше обращений, тем лучше. Не ограничивайтесь одной инстанцией.

Если речь о коллекторах, которые неправомерно беспокоят родственников, есть еще один орган, куда нужно подать жалобу. Это ФССП. Служба Приставов с недавнего времени - контролирующий орган над коллекторскими агентствами. Она проверяет жалобы, назначает штрафы за нарушения закона. Может даже лишить коллектора права на деятельность.

Угрозы, вымогательства

К сожалению, часто коллекторы применяют черные методы взыскания, оказывая давление на должника через его родственников. Особо им “нравится” работать с пожилыми гражданами, они более впечатлительные и податливые.

Если поступают угрозы, если коллектор заставляет родственника погасить чужие долги - это прямое нарушение закона. Более того, нарушителя ждет даже не административная, а уголовная ответственность. Нужно обязательно предпринимать меры.

Следует написать заявление в полицию, обязательно подкрепив обращение доказательствами. Это могут быть СМС-сообщения, распечатки звонков, диктофонная запись переговоров. Если коллектор нанес визит родственнику, не помешают видеозапись и свидетели.

Когда все это прекратится

Нельзя сказать, что действия от жалобы будут моментальными. Ведомства часто отводят на рассмотрение такого вида обращения 30 дней, и этот срок коллекторы все так же могут беспокоить.
Но если речь об отзыве соглашения на работу банка с третьими лицами, то здесь дело должно идти более быстро. Общение обязано прекратиться сразу, как сторона получит заявление. Если этого не произошло, пишите жалобы в указанные выше инстанции.